•••Электронный методический банк
Электронный методический банк

Информационно-просветительские материалы, направленные на поддержку и формирование здорового образа жизни,
рекомендованные департаментом государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования министерства просвещения Российской Федерации

 

Информационно-просветительские материалы, направленные на поддержку и формирование здорового образа жизни у детей и семей, имеющих детей, а также на популяризацию культуры здоровья семьи как базовой ценности, разработанные ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» во исполнение пункта 3 Плана мероприятий по реализации Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2023 г. № 3233-р.

 

Информационно-просветительские материалы Минздрава России по укреплению здоровья детей в условиях семейной среды:
- буклеты «Семейный  аудит здоровьесбережения детей»;
- инфографические материалы по теме здорового образа жизни.

 

Информационно-просветительские материалы Росмолодежи по вопросам формирования здорового образа жизни у детей и семей, имеющих детей, и направленные на популяризацию культуры здоровья.

 

Методические материалы краевой дистанционной игры «Школа – территория здоровья»

 

Игра проведена в рамках мероприятий Ресурсного центра здоровьесбережения и экологии ГУ ДО «Пермский краевой центр «Муравейник», направленных на формирование культуры здорового образа жизни, сопровождение детских и молодёжных объединений, занимающихся пропагандой здорового образа жизни; регионального проекта «Школа-территория здоровья». Цель игры – формирование и развитие у обучающихся культуры здорового образа жизни через вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность по изучению и развитию здоровьесберегающей среды образовательных организаций.

Заявку на участие в игре представили 29 разновозрастных команд (обучающиеся 1-11 классов и педагогические работники общеобразовательных организаций) из 22 территорий Пермского края, участвующих в региональном проекте «Школа – территория здоровья». Игра проводится по двум категориям: 1 категория – 11 команд образовательных организаций из 11 территорий Пермского края, участвующих в региональном проекте «Школа – территория здоровья» в 2021/2022, 2022/2023, 2023/2024 учебных годах;

2 категория – 18 команд образовательных организаций из 16 территорий Пермского края, участвующих в реализации регионального проекта «Школа – территория здоровья» в 2024/2025 учебном году.

№ п/п

Название методических материалов

Ф.И.О., должность, место работы автора

Аннотация

1

Методическая разработка «Краевая дистанционная игра «Школа – территория здоровья».

 

Приложение 1. 
Пример исследовательской работы «Давайте познакомимся: зеленые друзья нашей школы»

 

Приложение 2. 
Методические рекомендации «Формирование культуры здорового питания учащихся»

 

Приложение 3.
Информационно-методические материалы «Исследование утомляемости школьников и её профилактика»

Батенкова И.В., доцент кафедры анатомии, физиологии, химии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО ПГГПУ, к.б.н.;

 

Мальцева А.П., доцент кафедры лесоводства и ландшафтной архитектуры ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, доцент департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ-Пермь, к.э.н.;

 

Устюгова Е.Н., старший методист ГУ ДО «Пермский краевой центр «Муравейник»

Методическая разработка адресована педагогическим работникам, руководителям детских объединений, общественных организаций, пропагандирующих здоровый образ жизни. Включает исследовательские и проектные задания по темам «Исследование внутреннего озеленения школы и создание «зелёной» школы»; «Исследование питания школьников и профилактика его нарушений»; «Исследование двигательной активности школьников и меры профилактики гиподинамии»; «Исследование утомляемости школьников и её профилактика»; «Исследование заболеваний органов зрения школьников и их профилактика»; «Проект по повышению качества здоровьесберегающей среды школы». Материалы могут быть использованы для проведения дистанционных или очных игр, направленных на формирование и развитие у обучающихся культуры здорового образа жизни, для организации исследовательской деятельности по изучению здоровьесберегающей среды образовательной организации, разработки проектов, направленных на повышение её качества.

2

Проекты и практики по формированию и развитию здоровьесберегающей среды образовательных организаций

 

 

 

Материалы краевого конкурса дополнительных общеразвивающих программ,
реализованных
образовательными организациями Пермского края
в каникулярное время в детских лагерях с круглосуточным или дневным пребыванием в 2024 году

 

Конкурс прошёл в период с 15 октября по 15 декабря 2025 г. в рамках плана мероприятий РМЦ ДОД Пермского края. Цель Конкурса – выявление лучших дополнительных общеразвивающих программ как инструмента организации дополнительного образования детей в период каникул в лагерях с круглосуточным или дневным пребыванием, организованных в образовательных организациях Пермского края. В конкурсе приняли участие педагогические работники образовательных организаций 16 муниципальных образований Пермского края. Всего было заявлено 40 работ, включающих программы различной направленности, аннотации к программам, аналитические материалы по итогам реализации программ, в том числе:
Соликамский городской округ - 10 программ;
Пермский ГО - 5 программ;
Пермский МО, Частинский МО – по 3 программы;
Верещагинский МО, городской округ ЗАТО Звездный, Кунгурский МО, муниципальное образование «Город Березники», Ординский МО, Суксунский МО, Чайковский ГО – по 2 программы;
Добрянский МО, Кишертский МО, Лысьвенский МО, Нытвенский МО, Юсьвинский МО – по 1 программе.

 

Сборник материалов краевого конкурса дополнительных общеразвивающих программ, реализованных образовательными организациями Пермского края в каникулярное время в детских лагерях с круглосуточным или дневным пребыванием в 2024 году/ Коллектив авторов / Под общ. редакцией Устюговой Е.Н. – Пермь: 2025. – 219 с.

Сборник предназначен для педагогов и специалистов образовательных организаций, осуществляющих организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время в лагерях с круглосуточным или дневным пребыванием.

 

Методические материалы краевого проекта
«Мобильная лаборатория дополнительного образования «Умный автобус» 2024 г.

 

В октябре – ноябре 2024 г. в Пермском крае прошли мероприятия проекта «Мобильная лаборатория дополнительного образования «Умный автобус». Проект был реализован Региональным модельным центром дополнительного образования детей ГУ ДО «Пермский краевой центр «Муравейник» при поддержке Министерства образования и науки Пермского края. Цель проекта – создание условий по выстраиванию эффективного взаимодействия и развития региональной системы дополнительного образования детей, поддержки регионального проекта «Школа – территория здоровья». Участники проекта «Умный автобус» работали в рамках пяти тематических треков:
- здоровьесберегающего,
- социально-гуманитарного,
- технического,
-туристско-краеведческого,
- художественного.

Спикерами выступили педагогические работники ГУ ДО «Пермский краевой центр «Муравейник» Регионального модельного центра дополнительного образования детей Пермского края и представители учреждений – социальных партнеров.

 

№ п/п

Название методических материалов

Ф.И.О. автора

Должность автора

Место работы автора

Аннотация

1

Здоровьесберегающий трек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Социально-гуманитарный трек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Технический трек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Туристско-краеведческий трек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Художественный трек

 

 

 

 

5.1

Дополнительная общеразвивающая программа «Флористическая мастерская для семейных праздников» 

Павлюкова С.А.

Старший методист

ГУ ДО «Пермский краевой центр «Муравейник»

ДОП «Флористическая мастерская для семейных праздников» имеет художественную направленность. Актуальность программы состоит в том, что она помогает обучающимся не только научиться создавать праздничную атрибутику и украшения своими руками, но и сохранять семейные традиции подготовки к встрече, проведению Нового Года и Рождества. Новизна программы заключается в оригинальных технологиях изготовления различных праздничных сувениров. Уровень освоения – ознакомительный. Адресат - обучающиеся 8-15 лет. Срок реализации – 4 часа (краткосрочный). Форма обучения – очная. Объем программы 4 часа. Занятия проводятся 1 раз, 4 часа по 45 мин. Цель программы - научить технологии изготовления подарочных сувениров к Новому году и Рождеству.