•••март
•••О проведении итоговой конференции краевого конкурса Чистая вода среди учащихся и молодёжи Пермского края в 2022 году

О проведении итоговой конференции краевого конкурса Чистая вода среди учащихся и молодёжи Пермского края в 2022 году

20 марта 2022 года в онлайн формате дистанционно состоялась  итоговая конференция краевого конкурса Чистая вода среди учащихся и молодёжи Пермского края.

Конкурсанты, обучающиеся в возрасте от 7 до 18 лет, на финале конкурса защитили свои работы в номинациях исследовательская деятельность и природоохранная акция. Также в конференции приняли участие педагоги, подготовившие участников, представители ведомств и организаций организационного комитета, почётные гости – представители науки и бизнеса Пермского края, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Как заявил представитель оргкомитета конкурса, член жюри Перепелица Дмитрий Ильич, в этом году «мы видим, что свое внимание школьники фокусируют на решении глобальных экологических проблем. Все больше проектов появляется практикоориентированных, направленных на решение конкретных проблем. Есть проекты с использованием современных технологий, что, безусловно, не может не радовать».

Программа финала конкурса предполагала интерактивные площадки, мастер-классы, семинар для педагогов.

Интерактивную площадку «Профессии будущего» провела Баранова Наиля Анваровна, методист ГУ ДО "Пермский краевой центр "Муравейник". Юные исследователи, педагоги-кураторы исследовательских работ и родители назвали причины затруднений выбора профессии у современных школьников, познакомились с «Атласом профессий будущего», с новыми профессиями, в том числе в области экологии. Поиграв в игру «Угадай профессию», участники узнали о том, что есть и «профессии-динозавры», которые в скором времени либо исчезнут, либо трансформируются в другие. Все ребята получили рекомендации по выбору будущей профессии.

Занятие на интерактивной площадке «Тьюторское сопровождение проекта» провела Лобанова Елена Сергеевна, тьютор, методист МАОУ "ДЮЦ "Импульс" Пермского района. На площадке говорили о надпрофессиональных навыках Soft skills. О том, как важно делиться своим опытом с наставником и тьютором при создании проекта. О том, как может помочь тьютор, как самому стать тьютором для членов своей команды теперь могут рассказать все участники площадки.

Габдуразакова Элина Айратовна, педагог ГУ ДО "Пермский краевой центр "Муравейник", заместитель директора АНО "ЮНПРЕСС-ПЕРМЬ" на мастер-классе  «Успешное продвижение проекта» рассказала об особенностях продвижения социального проекта, про информационное сопровождение природоохранных акций, про составление контент-плана для продвижения любой инициативы.

Площадку «Цифровые инструменты в работе над водными объектами» организовал и провел Мевх Евгений Валерьевич, инженер-геодезист ООО "Пермгипроводхоз". Евгений Валерьевич поделился опытом изучения подземных вод, водных объектов края, рассказал, какие инструменты могут использовать дети и педагоги во время изучения географических объектов. Поделился тем, кто такой инженер-геодезист, как можно освоить эту профессию. 

Семинар для педагогов «Навыки работы с космоснимками» провела  Ахремчик Александра Михайловна, инженер "Центра космических технологий и услуг". Александра Михайловна провела для педагогов подробный разбор космоснимков водных объектов, рассказала, как можно использовать снимки при создании проектов. 

Площадку «Волонтерство и добровольчество» провели Квиткин Андрей Константинович, координатор проекта "Чистые игры" в Пермском крае, менеджер по организации мероприятий краевого отделения Всероссийского общества охраны природы, основатель краевого экоклуба "Экологическая вечеринка" и Собянина Валентина Николаевна, старший методист ГУ ДО "Пермский краевой центр "Муравейник". Участники узнали о роли волонтеров и добровольцев в проведении масштабных образовательных событий, Андрей Константинович поделился опытом организации природоохранного мероприятия для различных категорий населения.

Своими знаниями на площадке «Конкурс как ресурс для развития педагога и ребенка поделились Чащинова Анна Вадимовна, руководитель краевого ресурсного центра здоровьесбережения и экологии, Каракулова Людмила Васильевна, учитель МАОУ Юго-Камская , руководитель победителя Всероссийского водного конкурса старшеклассников 2021 году, Федосеева Мария, победитель Всероссийского конкурса Большая перемена в 2021 году. Участники площадки в ходе диалога узнали о том, какие в Пермском крае есть меры поддержки одаренных детей, как сделать так, чтобы идеи воплощались в жизнь, что делать, если опускаются руки. Участие в каких конкурсах даст импульс к саморазвитию.

Мастер-класс "ЭКО-МАРШРУТЫ: ОТ ИДЕИ ДО СОЗДАНИЯ" провела  Буравлева Валентина Петровна - учитель биологии школа №132 г. Перми, руководитель школьного экологического отряда "Медведи", руководитель Центра эколого-биологических исследований и природоохранной работы, автор эко-маршрутов "Дорога домой" и "Тропинка открытий". Валентина Петровна рассказала, что такое эко-маршруты, в чем особенности их создания для разных территорий. Также на примере экотропы «Терра Верде» Валентина Петровна поделилась опытом в создании и организации эко-маршрутов на пришкольной территории, ответила на вопросы участников и дала рекомендации.

Образовательный квест «Путь исследователя» провела Устюгова Елена Николаевна, методист ГУ ДО Пермский краевой центр Муравейник. Было непросто, но интересно и полезно. Ведь игра включала интерактивные задания по проведению исследований в области естественных наук, ребусы об основных принципах исследовательской работы: внимательности, терпении, точности, сотрудничестве, планировании. В работе площадки активно участвовали родители и педагоги. Все вместе замечательно справились с занимательными творческими заданиями об обитателях водной среды, определили ключевые правила составления плана исследования. Работа площадки прошла в атмосфере заинтересованности, творчества и взаимоподдержки. Очень важно, что юные исследователи, педагоги-кураторы исследовательских работ и родители - активные помощники ребят получили рекомендации по организации и проведению дальнейших исследований окружающей среды.

Литературную гостиную во время защиты проектов в первой половине дня для участников номинации «Мой водный край» организовали и провели директор АНО ЮНПРЕСС-ПЕРМЬ  Логинова Нина Александровна  и Габдуразакова Элина Айратовна, педагог ДО ГУ ДО Пермский краевой центр Муравейник, заместитель директора АНО ЮНПРЕСС-ПЕРМЬ.  Ребята  разбирали символ воды в культуре, любовались живописью, написали литературные произведения в стихах и прозе.

Призы в этом году получат ребята от «Западно-Уральского института водных и  экологических проблем», от компании «РусГидро-Камская ГЭС», ООО «Новогор – Прикамье». Специальный приз - премия имени Хлопина Григория Витальевича от «Западно-Уральского института водных и  экологических проблем» в размере 5000 руб. вручается Вилпер Надежде Михайловне, ученице 9 класса МАОУ «Вильгортская ООШ имени В.В.Ничкова» из Чердынского городского округа за работу «Метеорологические наблюдения в селе Вильгорт. Изменение климата». По решению оргкомитета и жюри конкурса один из лучших прикладных проектов направлен для участия во всероссийском водном конкурсе старшеклассников в 2022 году – «Картографирование родников в геоинформационной системе QGIS». Автор проекта - Каракулов Артем, ученик 10 класса МАОУ «Юго-Камская средняя школа», Пермский муниципальный район.

Конкурс «Чистая вода» проводится в Пермском крае с 1995 года. За этот период в нем приняли участие около 12 тыс. участников из всех территорий Прикамья. Цель конкурса – активизирование деятельности образовательных организаций по экологическому образованию учащихся, привлечение внимание учащихся и молодёжи к проблемам состояния водных ресурсов и к практическому участию в природоохранной работе. В региональном заключительном   этапе (конференции) конкурса приняли участие 157 участников из 27  территорий Пермского края (муниципальные районы и городские округа). Лучшие проекты, представленные на конференции.

В номинации «Исследовательская деятельность, 1 возрастная группа»

Секция  1-4 класс - лучшей признана работа Тарасовой Виктории, ученицы МБОУ «СОШ № 2 г. Осы» Осинский городской округ. Руководители - Тарасова Лариса Михайловна, учитель физической культуры и Казымова Ольга Николаевна, учитель начальных классов ". Целью работы стало доказать важность экономии воды. Задачи: найти в библиотеке или сети Интернет материал по данной теме и изучить его, провести замеры расхода воды членами семьи Тарасовых, проанализировать полученные результаты, сделать выводы, собрать интересные факты и афоризмы о воде, составить буклет «Капля воды» о бережном отношении к воде для ребят начальной школы, использовать собранный материал для проведения бесед, классных часов. Автор на личном опыте доказал,  что каждый человек может бережнее относиться к воде. Если выключать воду при чистке зубов, то можно сэкономить 28080 литров воды, столько же воды можно сберечь при экономном мытье посуды, а если при принятии водных процедур выбор сделать в пользу душевой кабинки, то можно сэкономить еще 15120 литров воды. В общем, при экономном использовании воды за год семья из трех человек может сберечь 71280 литров. Экономия семейного бюджета составит 3008 рублей. При проведении данной работы  были подготовлены буклеты о бережном отношении к воде

Секция  5-7 класс - лучшими  признаны работы:

Рудакова Ивана Максимовича, ученика 6 класса, МБОУ «Ляминская ООШ им.Г.Н.Зайцева», обучающегося  МБОУ ДО «Центр детского творчества «Ровесник» с/п «Станция юных натуралистов», работа «Определение видового состава рыб с помощью рыбалки в реке Чусовой (Посёлок Лямино)» целью работы является изучение видового состава пресноводных рыб с помощью рыбалки, обитающих в реке Чусовой в районе посёлка Лямино. Практическая значимость исследований состоит в том, что описан видовой состав пресноводных рыб реки Чусовой в районе посёлка Лямино, и исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются рыбалкой.

Чудик Сергея Владимировича, ученика 7 класса, МАОУ «Бершетская средняя школа» Пермский муниципальный район, руководитель Матвеева Галина Кронидовна, учитель биологии, работа «Определение загрязненности талого снега села Бершеть с помощью биотестирования». Цель работы: определение загрязненности талого снега в окрестностях с. Бершеть путем биотестирования. Пробы отобраны в лесу на окраине села у автомагистрали 1 апреля 2021 г, у птицефабрики 3 апреля 2021 г. Учитывалась роза ветров. Для более объективной оценки, загрязненность была проверена также по физико-химическим показателям талого снега: запах, цвет, мутность (измеряли фотоколориметром КФК- 3-01), рН талой воды (потенциометрическим методом с помощью иономера Анион 4100). Лабораторные исследования были проведены в лаборатории кафедры экологии ГАТУ. Биотестирование с помощью дафний показало, что все пробы не обладают острой токсичностью (процентное отклонение смертности от контроля составило менее 50 %). Гибель дафний в пробах талого снега отобранных в точке № 1 близка к пороговому значению. Повышенная гибель объясняется загрязнением снега близи автодороги материалом истирания шин и дорожного покрытия, применением антигололедных реагентов, нефтепродуктами, тяжелыми металлами, образующимися в результате коррозии металлических деталей. Итог исследования - в районе двух потенциально возможных крупных загрязнителей с. Бершеть, на данный момент значительного загрязнения не выявлено. Автор констатировал локальное загрязнение снега вблизи автодороги.

В номинации «Исследовательская деятельность, 2 возрастная группа» 14-18 лет лучшими признаны проекты:

- Шахина Ивана Евгеньевича, обучающегося 10 класса,  муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Ровесник». Работа – «Изучение состояния бентофауны водоотводной канавы» Руководитель работы – Веприкова Ольга Ивановна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр детского творчества «Ровесник» с/п «Станция юных натуралистов». Работа посвящена гидробиологическое исследование   водоотводной канавы, расположенной у автодороги Северный широтный коридор, вблизи с. Верхнее Калино Чусовского городского округа, дана оценка биологического состояния канавы по биологическим показателям.

- Каракулова Артема «Картографирование родников в геоинформационной системе QGIS» (МАОУ «Юго-Камская средняя школа»). Руководитель – Каракулова Людмила Васильевна, учитель географии. Цель проекта: спроектировать и создать серию доступных цифровых картосхем, имеющих точную географическую привязку к местности расположения родниковых зон. В основе работы лежит картографический метод, а так же методы сравнения и пространственного анализа, который показывает особенности положения на местности и качественные характеристики родниковой воды. Работа прикладная, построена на краеведческом материале с использованием литературы по освоению геоинформационных систем и рекомендаций производителя по использованию географической информационной системе QGIS в познавательных целях

В номинации «Природоохранная акция» первая возрастная группа 7-13 лет лучшим был признан проект «Убрать нельзя оставить, проект представили учащиеся МАОУ СОШ №22 г. Березники Мачехина Анна Александровна и Котова Алеся Валерьевна руководители проекта – Котова Екатерина Валериевна, библиотекарь МАОУ «Школа №22», Буторин Виктор Борисович, педагог дополнительного образования МАУ ДО ДДЮТЭ. Участники природоохранного отряда работали по достижению цели: сбор мусора по берегам рек Березовая, Колва, Чаньва, Яйва, Кизел; формирование ответственного отношения к природе родного края через привлечение детей и взрослых к активной деятельности. Итоги работы над проектом; все запланированные мероприятия, в рамках акции «Убрать нельзя оставить», были проведены. Пройдено 187 км водных объектов; собрано, отсортировано и вывезено к местам организованного сбора ТБО 35 мешков.

В номинации «Природоохранная акция» вторая возрастная группа 13-18 лет  лучшим был признан проект учащихся  Миковой Ольги Андреевны, Углицких Кристины Юрьевны, обучающихся творческого объединения «Зеленое перо» муниципального бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8», руководитель Маркович Лариса Владимировна. Проект «Экология воды» направлен на формирование у школьников уважения к водным богатствам,  бережного отношения к воде через разную форму деятельности. В рамках проекта были достигнуты следующие результаты: Убрали  около 200 мешков мусора. Охватили экологическими просветительскими мероприятиями практически всю школу – около 900 человек, да еще 2500 подписчиков нашей группы «Пресс-центр «Перекресток». Многочисленные просмотры, отклики,  «лайки» подтверждают это.

- провели 4 акции по очистке берегов рек. Привлекли  50 человек к работе.

- организовали и провели 20 экологических  инициатив (фотомарафоны, конкурсы..)

- побывали на  экологическом сплаве 

 - количество публикаций в группе на экологические темы – около 300

Ребята смогли привлечь и «удержать» в течении нескольких лет активную группу читателей, участники которой всегда принимают участие в инициативах – а это очень сложный и кропотливый труд.  Работа в сети вообще дает много полезного  -  это  возможность привлечь как можно большее количество людей к экологическому просвещению, отследить целесообразность этой работы, сделать ее прозрачной для всех участников, объединить усилия многих в решении проблем экологии.

Итоги конкурса будут размещены после 25 марта 2022 г. на сайте: https://muraveynik59.ru/main/meropriyatiya/zdorovesberezhenie_i_ekologiya3.html и в официальной группе ВК ресурсного центра здоровьесбережения и экологии Пермского края: https://vk.com/eko_odod.

Организаторами конкурса являются Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Министерство образования и науки Пермского края. В состав оргкомитета входят представители таких организаций как: ПАО «РусГидро» - «Камская ГЭС», ООО «Западно-Уральский институт водных и экологических проблем», ООО «НОВОГОР – Прикамье», Пермское краевое отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы», ГУ ДО «Пермский краевой центр «Муравейник».

 

Ответственная за организацию и проведение финала конкурса: Чащинова Анна Вадимовна, руководитель ресурсного центра здоровьесбережения и экологии Пермского края ГУ ДО «Пермский краевой центр «Муравейник», 8-951-94-27-207.

Фотографии к новости

Новости ранее

Итоги всероссийского конкурса походов и экспедиций обучающихся

29 Мар 2022 г.

29 марта 2022 года Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и

Читать полностью

Вышел из печати Информационно-методический журнал (выпуск 28)

23 Мар 2022 г.

В тематическом сборнике содержатся материалы, освещающие деятельность ГУ ДО «Пермский краевой

Читать полностью