•••О проведении мониторинга по вопросам развития детско-юношеского туризма в Пермском крае в 2018 году

О проведении мониторинга по вопросам развития детско-юношеского туризма в Пермском крае в 2018 году

Ежегодно Министерство просвещения России направляет в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрос информации о развитии детского туризма.  

В соответствии с поручением Минпросвещения России ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» проводит анализ поступивших данных и группирует их по основным направлениям туристско-краеведческой деятельности (далее – ТКД) с обучающимися в системе образования.  

Для расчета ряда показателей используются данные о количестве обучающихся в субъекте Российской Федерации согласно форме статистической отчетности ОШ-1. Соотнесение количественных показателей, полученных по результатам мониторинга, с общим количеством обучающихся в регионе, позволяет провести сравнительный анализ состояния детско-юношеского туризма (далее – ДЮТ) в субъектах Российской Федерации. По каждому направлению ТКД выделен базовый показатель.  

 

Походно-экспедиционная деятельность (приложение 1) 

Базовый показатель по данному направлению «Доля обучающихся, участвовавших в походах, экспедициях и экскурсиях (путешествиях)».  

Походно-экспедиционная деятельность с обучающимися осуществляется согласно Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (приложение 1 к приказу Минобразования РФ от 13.07.1992 г. № 293) и является одной из наиболее эффективных форм образовательного процесса как в системе дополнительного, так и в системе общего образования.  

Согласно Примерной образовательной программе основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения (пр. от 08.04.2015 г. № 1/15), образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля являются эффективным инструментом достижения образовательных результатов. 

Одним из инструментов повышения качества проводимых походов и развития мотивации у обучающихся к занятиям походно-экспедиционной деятельностью является проведение региональных и муниципальных конкурсов туристских походов (маршрутов) и экспедиций.  

 

Массовые туристские мероприятия (приложение 2) 

Базовый показатель по данному направлению «Доля обучающихся, участвовавших в мероприятиях туристско-краеведческой направленности».  

Участие обучающихся в массовых туристских мероприятиях способствует расширению форм организации образовательного процесса. Массовые мероприятия содержательно дополняют туристские походы как основную форму ТКД с обучающимися. 

Одной из форм туристских мероприятий являются профильные смены на базе палаточных лагерей.  

Традиционно одной из популярных форм являются туристские слеты, которые способствуют обмену опытом организации ТКД, выявлению лучших практик, вовлечению детей в системную работу по участию в ТКД.  

 

Работа с педагогическими кадрами (приложение 3) 

Базовый показатель по данному направлению «Количество организаторов и инструкторов детско-юношеского туризма на 10 тысяч обучающихся». 

Одним из важных условий повышения качества туристско-краеведческой работы с обучающимися является наличие квалифицированных кадров в указанной сфере. Кадровый вопрос также является ключевым в обеспечении безопасности детей при организации походно-экспедиционной деятельности.  

В системе образования осуществляется повышение квалификации педагогических кадров по программам «Организатор детско-юношеского туризма» и «Инструктор детско-юношеского туризма». Координатором деятельности по подготовке кадров детско-юношеского туризма в Пермском крае является ГУ ДО «Пермский краевой центр «Муравейник». 

Одной из форм организации обмена передовым педагогическим опытом в вопросах развития ДЮТ являются туристские слеты педагогов.  

 

Образовательные организации, координирующие развитие детско-юношеского туризма и краеведения в системе образования (приложение 4) 

Базовый показатель не определяется, проводился комплексный анализ деятельности профильных организаций. 

Деятельность образовательных организаций по координации развития ДЮТ на региональном уровне является одним из наиболее эффективных инструментов построения региональных систем ДЮТ, позволяет обеспечить плановый подход к программно-методическому, кадровому и организационному обеспечению ТКД. 

 

Региональные советы по развитию детского туризма (приложение 5) 

Базовый показатель по данному направлению «Наличие регионального совета, регулярность проведения заседаний». 

Региональные советы по развитию детского туризма в субъектах РФ созданы по решению Координационного совета по развитию детского туризма в Российской Федерации (протокол от 24.11.2014 г. № 1). 

 

Развитие системы поощрения в детско-юношеском туризме и краеведении (приложение 6) 

Система поощрения сформирована во исполнение решений Координационного совета по развитию детского туризма в РФ и предусматривает награждение отличительными знаками согласно Положению о системе поощрения в детско-юношеском туризме и краеведении, утвержденному приказом ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» от 01 июня 2018 г. 

Региональные советы по ДЮТ, органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, культуры, туризма, спорта и молодежной политики, органы местного самоуправления, образовательные организации вправе самостоятельно дополнять систему поощрения отличительными знаками на муниципальном и клубном уровнях, в том числе знаками, вручаемыми в рамках проведения отдельных мероприятий, с учетом региональных особенностей развития ДЮТ. 

 

Прилагаются следующие документы: 

  1. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (приложение 1 к приказу Минобразования РФ от 13.07.1992 г. № 293).
  2. Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений (МКК ОУ) Минобразования России (приложение 2 к приказу Минобразования РФ от 28.04.1995 г. № 223).
  3. Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися, разработанные ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» по решению Координационного совета по развитию детского туризма в РФ от 15 октября 2015 г. № 3.
  4. Положение о системе поощрения в детско-юношеском туризме и краеведении, утвержденное приказом ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» от 01 июня 2018 г.

Новости ранее

О подготовке кадров детско-юношеского туризма в 2019 году

27 Дек 2018 г.

В целях обеспечения безопасности проведения мероприятий, связанных с прохождением туристских маршрутов, экспедиций и экскурсий

Читать полностью

Итоги XI краевой научно-технической олимпиады

21 Дек 2018 г.

Для участия в краевом (очном) этапе Олимпиады были приглашены 121 человек, приняли участие 84 обучающихся из 12 муниципальных образований Пермского края

Читать полностью